Почему возникает конденсат в дымоходе? Как с ним бороться?

конденсат в дымоходе

Конденсат в дымоходе отопительного устройства – это смесь агрессивных окислителей и влаги, которая выпадает в процессе охлаждения (т.е. конденсации) переработанных газов от сгораемого топлива, с внутренней стороны дымохода. При этом с внешней стороны дымоходной трубы конденсат образуется тоже. Причиной является большая разница температуры внешней (с улицы) и внутренней (внутри дымоходной трубы). В холодный период года возможно появление конденсата, как со стороны улицы, так и на отрезке дымоходной трубы, которая проходит через чердачное помещение. Накопившийся конденсат может замерзнуть, а когда он начинает таять, образующаяся влага стекает вниз по трубе, постепенно разрушая конструкции вблизи от нее.

Как видите, конденсат в дымоходе – это неблагоприятное явление, разрушающее и негативно сказывающее на работе всей дымоходной системы. Именно поэтому давайте побольше узнаем о нем! Ведь только со знаниями можно найти верные способы борьбы с проблемой или вообще обойти все это стороной!

Причины появления конденсата в трубе дымохода

В процессе сгорания топлива в топительной камере отопительного устройства образуются два основных газообразных вещества – углекислый газ и влажный пар. Также, в процессе горения испаряется влага из поленьев и выходит через дымоходную трубу вместе с дымовыми газами. Если внутренняя температура дымохода ниже за температуру точки росы дым.газов, водяной пар постепенно остывает и садиться на стенки дымоходной трубы в виде мелких капелек, образовывая конденсат.

К главным причинам возникновения конденсата внутри дымохода относят:

  • Низкую температуру выходящих дымовых газов;
  • Холодный дымоход;
  • Разница температур снаружи и внутри дымоходной трубы;
  • Сырые поленья;
  • Сгорание топлива не до конца (чрезмерная или недостаточная тяга);
  • Сужение дымоходной трубы (засоренность трубы или излишек сажи);
  • Несовершенная конструкция дымоходной трубы (мощность топительной камеры камина не соответствует трубе; некорректные площадь и высота поперечного сечения канала; наличие изгибов в конструкции и пр).

образование конденсата в дымоходе

Итак, образование конденсата в дымоходе происходит в результаты взаимодействия водяного пара с окислами азота и серы. Что, в сочетании с сажей, приводит к разрушительному действию внутри дымового канала, а также сильно ухудшает работу всего отопительного устройства. Давайте рассмотрим поподробнее факторы, которые влияют на образование конденсата:

Дымоход

Так как конденсат разрушает дымоход, рано или поздно ремонт потребуется. Но вот это «рано или поздно» зависит от самого дымохода, от его материала. Поэтому лучше подумать заранее, какой дымоход установить. Современные дымоходы — сложная конструкция, каждый со своими недостатками и плюсами, тут уж смотрите сами:

1). Дымоход кирпичный. Дымоход из кирпичей способен аккумуляции тепла, хорошо поддерживает тягу и достаточно долго не дает холоду опуститься, после топки. Конденсат в данном случае образуется на длительном этапе прогревания трубы или при очень низких температурах воздуха. Такой дымоход сильно подвержен разрушениям от конденсата или при замерзаниях/размораживаниях зимой. Однако это можно исправить — гильзованием (когда в кирпичный дымоход вставляется труба из нержавеющей стали).

2). Дымоход из нержавейки. Либо одностенный из стали, либо утепленный базальтовым негорючим волокном (с внешней стороны). Сталь очень быстро нагревается, обеспечивает кислотоустойчивость, а утеплитель не дает дымоходу быстро остывать, позволяя снизить конденсатообразование до минимума. Однако зимой, при больших разницах температуры, могут появиться обледенения наружной части трубы.

3). Дымоход из керамики. Керамические трубы долговечны и совсем не боятся воздействия конденсата. Быстро обогреваются и долго-долго отдают свое тепло. Даже устойчивы к возгораниям сажи. Но высоки в цене и требуют профессиональной установки.

4). Оголовок дымохода. Дымоходный козырек, флюгер, колпак, зонт или же дефлектор защищает устье и стенки дымохода не только от намоканий при снеге/дожде, а и понижает влияние ветров на тягу. Применяют и дымососы, вентиляторы, турбовенты, флюгарки для усиления тяги, но они перекрывают дымоход и приводят к большему, обильному конденсату. Также не благоприятны зонты и дымники – хоть они и защищают от прямого дождя, но способствуют образованиям конденсата и ухудшениям тяги. Поэтому устанавливать насадки и зонты на дымоход строительн.нормами не рекомендуется!

5). Внутренняя поверхность дым.трубы. Шероховатости в трубе способствуют оседаниям сажи и уменьшению тяги. Чем глаже стенки дымохода, тем лучше тяга.

6). Сечение канала, высота. Если труба завысокая или сечение канала выше оптимального, то в этом случае значительная часть температуры дым.газов расходуется на нагрев  большой поверхности (появляется конденсат, слабеет тяга).

7). Герметичность дым.канала. Если канал негерметичен, через его трещины проникает холод и дымовые газы охлаждаются. А это и есть причина конденсата в дымоходе. От этого появляется влага и со временам разрушается кладка дымохода.

8). Сбор конденсата. Контактируя с непрогретыми стенками дымохода, капли влаги оседают и стекают вниз трубы, в виде смолистых жидкостей с очень специфическим запахом. Специальная конструкция дымохода с конденсато-сборным стаканом и специальной ревизией, дает возможность собирать и выводить дымовой конденсат, обеспечивая легкую очистку труб.

Тяга

При высоких показателях температуры дымоотводящих газов и хорошо прогретых стенках дымохода, тяга становиться лучше, сильнее, а возможность образования конденсата снижается до нуля. В случае же работы отопительного агрегата в режиме слабой/малой тяги, его выходные газы сильно охлаждаются и конденсат становиться неизбежен. Именно поэтому котлы с высоким КПД (со сложной дымоходной конфигурацией) имеют проблемы с образованием конденсата.

Наличие конденсата значительно ухудшает тягу отопительного устройства!!!

Иногда, для того чтобы уменьшить образование конденсата и улучшить тягу, следует немного изменить саму конструкцию дымоходной трубы – просто увеличить толщину термоизоляции в конце дымохода, на его последних метрах!

Горючее (топливо)

Для того чтобы поддерживать процесс горения и тягу, нужны сухие дрова и достаточное количество воздуха, только в этом случае отходящие газы будут высокой температуры. Если подача воздуха недостаточна, то дрова сгорают частично, а водяной пар в составе дымоотводных газов увеличивается. Тем самым снижается температура, и в результате на внутренней поверхности дымоходной трубы образуется конденсат.

Самым лучшим выбором в качестве топлива является хорошо высушенная древесина, без примесей смол. Сгорая, сухое топливо дает высокую температуру выходящих газов, прогревая, как следует, дымовой канал.

В дымоходе котла конденсат не наблюдается часто, если внутренняя поверхность трубы остается теплой.

Температура дымового газа

Чтобы влага, конденсат в дымоходе газового котла (печи, камина…)  не образовывался, необходимо условие: температура дымоотводящих газов должна быть повышенной. Оптимальными условиями для работы дымоходной трубы отопительного устройства являются:

при вхождении в трубу показатели температуры выходящих газов должны соответствовать больше 150 градусов Цельсия, на  выходе из дымоходной трубы наружу не меньше 100 град.Цельсия.

конденсат в дымоходе котла

Температура дымоходной трубы

Конденсат в газовом дымоходе зависит от температуры воздуха снаружи. Если Вы не утеплили дымоходную трубу, то в холодные месяцы года его внутренняя поверхность покрывается конденсатом, так как стенки дымохода быстро теряют тепло. Накопившаяся влажность на стенках трубы под влиянием минусовой температуры с улицы замерзает и сильно повреждает кирпичную кладку.

Если температура внутри дымохода ниже за температуру точки росы дым.газов (около 60-80 градусов Цельсия), то водяной пар охлаждается, а капельки конденсата выпадают на стенки дымохода. При этом, порог конденсато-образования зависит от материала трубы-дымохода: в металлическом  дымоходе этот порог преодолевается всего за пару минут, а вот в кирпичном дымоходе — через полчаса (он долго обогревается). При остывании все наоборот: дымоход стальной охлаждается быстрее и имеет больше вероятности образования конденсата, чем кирпичный.

Конденсат кислотный

Как мы уже говорили, при конденсации капельки воды соединяются с другими осевшими составляющими дымовых газов, стекают вниз по трубе, и медленно разрушают дымовой канал. Но особо вредоносное действие на дымоходную трубу тут оказывает именно агрессивная смесь из конденсата и окислов серы (т.е. отложения сажи). Лишь они образуют внутри трубы кислотные вещества, кислоту, которая  «съедает» металл и прочий материал, из которого сделан дымовой канал.

Однако такая кислотная смесь образовывается не во всех отопительных устройствах! При газовом отоплении ее нет. Тут имеет место только лишь конденсат, в состав которого входит водяной пар, и никаких кислот. Кислотный «разъедающий» конденсат – это проблемы печного отопления!!!

Смесь сажи с конденсатом очень агрессивна. Она может разрушить кирпичную кладку дымоходной трубы за очень короткие сроки. Не пригодным становится самый верхний промежуток трубы, подверженный больше всего негативному влиянию конденсата — именно он чаще подвергается замерзанию и оттаиванию в холодное время года. Образовавшиеся разрушения и темного цвета подтеки на кладке имеют неприятный запах сырости. А способствует этому либо неблагоприятный климат, либо халатно проведенные строительные работы.

Дымоходные трубы из обычной стали тоже страдают от действия кислотной смеси — они быстро прогорают. Те способы, которые существуют от их коррозии снаружи, не дают желаемого эффекта. Тут устойчивей будут дымоходы из нержавейки!  Именно по этой причине часто проводят гильзовку кирпичного дымохода, используя новую трубу из нержавейки.

Конденсат в дымоходе: что делать?

Стоит сразу отметить, что полное избавление от конденсата в дымоходной трубе невозможно. Есть возможность только значительно снизить его количество. Пользуясь нашими рекомендациями, Вы сможете уменьшить действие конденсата на дымоход:

  • Необходимо увеличивать температуру дымоотводящих газов (сухие дрова…);
  • Дымоходная труба должна быть теплоемкой (быстрый нагрев и постепенное остывание);
  • Следует провести теплоизоляцию дымоходной трубы — для сокращения перепадов температур снаружи и внутри трубы (можно прибегнуть к утеплению последних несколько метров верхнего участка дымохода);
  • Канал дымовой трубы должен быть кислостойким (устойчивым к смеси сажи и конденсата);
  • Дымоходная труба должна быть оснащена резервуаром для сбора конденсата, а также устройством для ревизии и очистки.

Лишь правильно сделанная конструкция отопительного устройства, наличие хорошей тяги, и своевременные очистительные работы, в совокупности — позволят уменьшить появление конденсата в дымоходе!

   

Поделиться в соц. сетях

0
  Комментирование и размещение ссылок запрещено.